Родительское собрание «Этот трудный подростковый возраст»
Цели: 1)Расширить
представления родителей об особенностях подросткового возраста; 2)Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками.
Участники:
родители учащихся 7-го класса, классный
руководитель, школьный психолог.
Подготовка.
1.
Среди учащихся школьным психологом проводится
исследование с использованием методики «Шкала тревожности»,
целью которого является определение областей действительности, являющихся для школьников
основными источниками тревожности (см.; Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога в образовании. М., 1996. С. 126).
2.
Готовятся бланки для проведения среди родителей теста «Знаете ли вы подростковую психологию?».
Оформление, оборудование и инвентарь.
1.
Столы в кабинете расставлены по кругу.
3. Оформлена выставка книг об особенностях подросткового
возраста.
Ход собрания.
I.
Вступительное слово
классного руководителя, который
объявляет тему собрания,
объясняет ее актуальность, ставит
вопросы, которые предстоит решить в процессе совместной работы.
II.
Школьный психолог проводит
среди родителей тест
«Знаете ли вы подростковую психологию», который обрабатывается в ходе собрания классным руководителем и психологом.
Тест для родителей
«Знаете ли вы подростковую психологию?»
Инструкция:
Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с
каждым из которых вы можете согласиться или не
согласиться, или дать «нейтральный» ответ.
Если
вы
согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с
номером этого высказывания ставьте знак
«+»; если не согласны — знак «—»;
если затрудняетесь дать определенный ответ —
знак «?».
Содержание теста
1. Поверхностность — характерная черта подростков.
2.По
сравнению со взрослыми подростки более склонны к
теоретизированию.
3. Если подростки думают в большей степени о
действительном (о
том, что уже есть), то
взрослые выносят на первый
план возможное (то, что ожидается в будущем). 4.
Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.
5.
Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску
общих принципов и законов поведения
людей.
6.
Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний
и
переоценивать свои умственные способности.
7.
К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен
индивидуальный подход в обучении и воспитании.
8.
Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная
напряженность — характерные черты
9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском,
чем в подростковом возрасте.
10. Дети
в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных
предметах.
11. Среди
взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.
12.
В произведениях художественной литературы подростков
больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими
поступками и событиями,
13. Детям
в большей степени, чем подросткам, свойственно
подчеркивать свои отличия от других людей.
14. «Чувство
одиночества» — характерное переживание
подросткового
возраста.
15. Субъективная
скорость течения времени с возрастом заметно
замедляется.
16.
Особенности своей внешности и своего физического развития
больше волнуют подростков, чем детей.
17. Чувство
неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень
его интеллектуального развития.
18.
Жалобы на недостаточно
развитые волевые качества [насгойчивость,
подверженность влияниям и т.д.) — характерная черта
подросткового возраста и самооценки. 19.
Подростки ценят педагога и его «человеческие качествен (сердечность,
способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его
профессиональную компетентность.
20. Подростки
склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.
21. Подростки
обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.
22. Трудности
коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей
и
взрослых.
23. Подростки
обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.
24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с
теми или иными
правилами в большей степени присуще взрослым, чем
подросткам.
Ключ:
Обработка полученных данных:
I.
Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях
знания подростковой психологии испытуемыми:
низком — менее 9 баллов, среднем — 9—15 баллов, высоком — более
15
баллов.
II.
Испытуемые со средним уровнем знания подростковой
психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым
смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют
специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла.
Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно
связаны ложными «теоретическими» представлениями.
III.
Школьный психолог выступает с сообщением о психологических особенностях подросткового возраста, а так
же
анализом результатов обследования «Шкала тревожности».
IV.
Классный руководитель предлагает родителям распределиться на три команды (с помощью разноцветных жетонов).
В течение 5—7 минут они готовят для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с
проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.
Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам,
а те предлагают варианты решения. После этого
озвучивается
собственный вариант решения. Сделать это можно по кругу
от
команды к команде. V.
Школьный психолог знакомит присутствующих с результатами
исследования «Знаете ли вы подростковую психологию?», комментирует
полученные данные. VI. Родители работают в группах. В ходе работы они должны внести предложения в решение родительского собрания.
Родители также оценивают пользу проведенного
собрания.
VII.
Решение родительского
собрания
принимается на основе
предложений родителей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на главную | гостевая книга |